Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 40 г. Гомеля

 ул. Быховская, д. 104, г. Гомель
тел. 55 93 39


Поиск информации
Визитка школы

PreviousNext
Тема дня
Год малой родины


В школу радости – c радостью!

Конфликты в семье. Как их избежать?

О конфликтах можно говорить очень долго и бесконечно много. Но давайте  сделаем акцент на второй части темы нашего сегодняшнего всеобуча: «Как их избежать?»

И здесь самым важным и необходимым условием если можно так назвать, профилактики конфликтов во взаимоотношениях со своим ребёнком является психологическая поддержка в семье.

Что такое поддержка? Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотно­шения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Существуют три причины, по которым родители обычно позволяют себе высказывания, подобные приведенному выше:

1. Родители, как правило, разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ними самими в детстве.

2. Ребенок создает угрозу престижу или положению ро­дителей.

3. Общество приучает нас к столкновению с неудачами, к ожиданию худшего и вообще часто обескураживает не только Детей, но и нас самих.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощ­рять ребенка.

Родительская поддержка - это процесс:

- в ходе которого родитель сосредоточивается на дос­тоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

-который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

- который помогает ребенку избежать ошибок;

- который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, ро­дителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведе­ние ребенка, родителю придется сосредоточиться на пози­тивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка - значит, верить в него.  Словами и жестами родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Подчеркнем еще раз: родитель, стремящийся поддер­жать своего ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Для того чтобы поддержать ребенка, родитель сам дол­жен испытывать уверенность, он не сможет оказывать под­держку сыну или дочери до тех пор, пока не научится при­нимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности.

Родителю необходимо понимать роль поддержки в про­цессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сде­лал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа: «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Родители должны научиться помогать ребёнку. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может про­истекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо пока­зать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать зна- чение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.

Необходимо помнить, что, обсуждая с ребенком его поведение, родитель должен постараться подчеркнуть, что вполне доволен ребенком как личностью. Это можно сде­лать, сказав: «Ты допустил несколько ошибок, но посмот­ри, как ты...» Этим противопоставлением родитель дает ребенку понять, что можно совершать ошибки, но его в большей степени интересуют успехи ребенка, а не его про­махи.

Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, мы тоже учимся.

Таким образом, родитель вскоре научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выраже­нию одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителя в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важ­ным членом семьи и значит для нее больше, чем все свя­занные с ним проблемы.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с зада­нием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в Вашего ребенка.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

- Ты делаешь это очень хорошо.

- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему. Слова разочарования:

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

- Ты мог бы сделать это намного лучше.

- Эта идея никогда не сможет быть реализована.

- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Умение понять состояние ребёнка, оказать ему психологическую поддержку и помощь во многом определяется личностными качествами родителей. Более расположены к этому те родители, для которых характерны добросердечность, чуткость и внимательность к окружающим, эмоциональная зрелость, уверенность в себе, рефлексия ( умение анализировать поступки и проблемы ребёнка и разобраться со своими эмоциями и чувствами) и эмпатия (проникновение в чувства и переживания другого и способность разделить с ним эти переживания).

Помимо личностных особенностей, присущих обоим родителям, можно выделить именно материнские и отцовские чувства.

Так психологи признают, что привязанность к своему ребёнку заложена в женщине инстинктом материнства (ребёнок, не знавший материнского тепла, разочарованный в своей привязанности к матери, чувствует себя беззащитным, испытывает тревогу и беспокойство).

Матери принадлежит и определяющая роль в обеспечении нормального развития ребёнка и его успешной социальной адаптации. ( При нарушении связи матери и ребёнка у него формируются  поведенческие расстройства, страхи).

Исследования в среде средних и старших школьников показывают, что подростки в подавляющем большинстве по вопросам, связанным с личностными, социальными, учебными проблемами предпочитают обращаться к матери, а не к отцу.

Отцовские чувства проявляются несколько иначе, чем материнские. По словам В.Сатир, многие психотерапевты считают, что родительсие чувства отца слабее чувств матери. А если у ребёнка обнаруживаются отклонения в поведении, то часто мать –– единственный член семьи, на помощь которого можно положиться.

Отцы в целом привержены к более жёстким методам воспитания. У них меньше искренних чувств к ребёнку, больше умозрительно сконструированных «систем» и «приёмов», стандартов так называемого мужского воспитания. Особенно это касается сыновей. Матери более разнообразны в своих родительских проявлениях. Хотя у матерей отмечаются высокие показатели по авторитарности и инфантилизации своих детей.

Но следует понимать, что обособление отцовской и материнской любви условно. Ребёнок любого возраста одинаково нуждается и в отце, и в матери.

Отцовская и материнская любовь закладывает фундамент полноценной человеческой личности.

Родителям, стремящимся иметь доверительные, тёплые отношения с подростком, можно дать следующие советы:

Важно знать особенности подросткового возраста и научиться безусловно принимать своего ребёнка, что значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • Выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, а не ребёнком в целом;
  • Осуждать действия ребёнка, но не его чувства;
  • Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим.

Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребёнку, которое подразумевает принятие, признание, уважение, одобрение, тёплые чувства.

Каков предел психологической поддержки родителей? Сколько нужно подростку теплоты, уважения, принятия, чтобы не избаловать его? Не беспокойтесь: внимание, принятие, признание, тёплые чувства не избалуют вашего ребёнка, но позволят родителям сформировать положительное отношение подростка к самому себе. Что же касается способов избаловать ребёнка, то можно выделить такие:

–– когда, замечая, что он нарушает поведение, родители не реагируют на это должным образом;

–– когда они делают за него слишком много того, что он может сделать сам;

–– когда они «вытаскивают» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственной вине.

 


minobr


fin Гомельский областной профориентационный портал http://www.pravo.by/local/templates/.default/i/logo-main.png
Создание и продвижение сайтов