Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 40 г. Гомеля

 ул. Быховская, д. 104, г. Гомель
тел. 55 93 39


Поиск информации
Визитка школы

PreviousNext
Тема дня
Год малой родины


В школу радости – c радостью!

Способности ребёнка и роль семьи в их развитии. Как помочь детям хорошо учиться?

Полноценные взаимоотношения подростка с родителями являются одним из важных факторов формирования его личности, его успешной учёбы и социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные составляющие, среди которых немалую роль играет умение родителей понять своего ребёнка, в трудных для него ситуациях поддержать его, оказать помощь.

Психологическая поддержка – это знак внимания со стороны окружающих людей, позволяющий поверить в себя, в свои силы и возможности. Психологическая поддержка важна для ребёнка любого возраста, но особенности подросткового периода требуют от близких большей гибкости во взаимоотношениях со своим ребёнком. Подросток, несмотря на своё стремление к самостоятельности и взрослости, должен знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь в трудных ситуациях.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.
Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.
Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители.  С переходом из класса в класса в класс появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние. Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

– Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
– Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологи-ческое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
– Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
– Оказывайте ребёнку помощь в  учении                                                                     – Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
– Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка при переходе в среднее звено.  Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам  нести ответственность за подготовку домашних заданий, звонить одноклассникам и спрашивать уроки,  учите его распределять своё время.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Советы Дэвида Льюиса:

• Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

• Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

• Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

• Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы.

•  Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом.

•  Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т. е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

• Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

• Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

• Помогайте ему улучшать результаты его работы.

• Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

•  Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

•  Не унижайте своего ребенка; не давайте ему почувствовать, что он  чем-то хуже вас.

• Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

• Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещая ми для его любимых занятий.

• Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

• С вниманием относитесь к его потребностям.

• Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

• Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

• Не ругайте ребенка за ошибки.

• Хвалите за любые успехи.

• Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

• Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

•  Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

• Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте! это искренне.

•  Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.

• Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.

• Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

• Помогайте ребенку стать личностью.

• Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограм­мы и радиопередачи.

• Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

• Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

• Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

•  Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».

• Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в пози­тивном конечном результате.

• Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализи­руйте процесс развития.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 


minobr Гомельский областной профориентационный портал http://www.pravo.by/local/templates/.default/i/logo-main.png


Учреждение Гомельское областное управление МЧС Республики Беларусь

Создание и продвижение сайтов