ул. Быховская, д. 104, г.Гомель
8(0232)55-93-39
sovroo-sch40@sovroo.gorodgomel.by
Моисеев А.М. к.п.н., доцент, профессор кафедры психологии АПК и ППРО УРОК: МЕТОДИКА САМОАНАЛИЗА "Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - тот истинно велик!" (Пьер Гренгор) Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, новых педагогических технологий, а с другой стороны - необходимость представлять результаты своей работы, свой опыт при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений вне всякого сомнения является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет широчайшую сферу применения - от анализа отдельного учебного занятия - до глубо-кого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально-значимых качеств. Однако далеко не каждый учитель в действительности владеет этим умением. Очень часто педагоги готовы провести множество открытых уроков с условием, что они не будут проводить их самоанализ. Иногда при попытках осуществить "это действо" под давлением других (например, руководителя методобъединения или завуча) наблюдается весьма неприглядная картина: формальные, пустые фразы, беспомощность тех, кто анализирует, и неловкость тех, кто при этом присутствует. Порой возникают конфликтные ситуации и ощущение, кото-рое так замечательно выразил Франсуа Вийон: "Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что ходит, все губя, Я знаю сплетни, истины и слухи..., Я знаю все, но только не себя..." Страх перед самоанализом - всегда очень плохой признак, говорящий или о низком профессионализме педагога, или о жестко-авторитарном и неуважительном стиле внутришкольного управления. Полагая, что даже самая длинная дорога начинается с первого шага, в данной статье мы решили вернуться к рассмотрению вопроса о самоанализе урока как проявлении рефлексии в повседневной жизни педагога, о роли завуча как главного менеджера образовательного процесса в оказании помощи учителю в овладении этим важнейшим профессиональным умением, предложить завучам алгоритм проведения самоанализа урока, многократно проверенный нами в практике многих школ. При этом мы отдаем себе отчет в том, что само словосочетание "самоанализ урока" не вполне совершенно с точки зрения русского языка: все-таки самоанализ всегда подразумевает прежде всего, анализ себя, а не своей работы, но считаем возможным использовать это ставшее уже традиционным в профессиональной лексике словоупотребление. Заместитель директора школы с современной ориентацией, то есть ориентацией на развитие учебно-воспитательного процесса и учителя, собственно только тогда и может помочь в этом развитии, когда он хорошо понимает возможности и проблемы учителя, имеет доступ в его творческую лабораторию, знает реакцию каждого педагога на внешнюю критику и т.п. А все это в свою очередь во многом дает восприятие самоанализа урока и последующий диалог с его автором. Самоанализ урока - работа очень сложная и творческая, ничуть не уступающая по трудности подготовке и проведению занятия, а квалифицированное проведение самоанализа - работа, способная значительно продвинуть учителя в его развитии. Каковы наиболее веские аргументы в пользу последнего утверждения, которыми в случае необходимости может воспользоваться завуч, обогатив их примерами из школьной практики? Аргумент первый. Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии учителя, рост его потенциала (в чем сегодняшняя школа, да и сами учителя нуждаются больше всего). Дело в том, что развитие, нравится это кому-нибудь или нет, не происходит без проблематизации прежнего опыта, без переживания и разрешения кризисов компетентности, когда учитель чувствует и понимает необходимость работать по-новому и меняться как личность. Рефлексия, самоанализ - универсальный и лучший способ погружения в ситуацию, ведущую к переводу учителя в режим саморазвития. Если в ваших школах есть учителя, давно не растущие или даже несколько деградирующие в профессиональном и личностном плане - это всегда педагоги, не привыкшие заниматься самоанализом. Если принять, что в профессии учителя основным профессиональным инструментом является не содержание и не технологии обучения (при всех их большой важности), а сама личность педагога, ясно, что именно самоанализ заставляет нас постоянно оттачивать свой инструментарий, работать над собой (не-даром один великий деятель искусства на вопрос: “Что более важно в искусстве - что (содержание) или как (художественная форма)?" ответил: “В искусстве главное - кто!"). А преодолевать нам в себе надо многое: от манеры употреблять в речи бесконечные слова-паразиты - до более серьезных вещей - бестактности, грубости. Помните у Гоголя: "Войдет иной учитель в класс, та-кую рожу скособочит, что хоть святых выноси!"... Взгляд на себя как бы со стороны способен помочь учителю избежать такой опасной и распространенной болезни, как профессиональный кретинизм (это когда любимая профессия накладывает на человека такой сильный отпечаток, что его в любой толпе однозначно и сразу "вычисляют" как представителя этой профессии...). Аргумент второй. Самоанализ - прекрасное средство психологической самозащиты педагога, поддержания у него того самочувствия, которое великий Станиславский называл "творческим рабочим самочувствием". Если учесть ранимость учителя, как и других представителей творческих профессий, придется признать, что право на самоанализ и оценку своего творчества может избавить учителя от многих лишних тревог и переживаний, абсолютно не закрывая при этом путь к действительно конструктивной критике его работы в диалоге с экспертами, оценивающими урок, кем бы они ни были. Аргумент третий. Без самоанализа невозможно реально улучшить качество своей работы за счет передового опыта и научных достижений. В самом деле, плохо понимая свою собственную работу и свои проблемы, учитель вряд сможет органично встроить чужие достижения в собственную систему работы, оказывается неподготовленным заказчиком на научную продукцию и опыт коллег. Ход от своих проблем - к опыту "классиков" оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность! Аргумент четвертый. Без самоанализа урока учителю трудно осознать себя его полноценным и полноправным автором. Можно сказать и более жестко: человек, не владеющий самоанализом, вряд ли может быть признан зрелой личностью. Поскольку анализ в данном контексте выступает как синоним развитой мыслительной деятельности, признаваться в неготовности к самоанализу может означать признание своей интеллектуальной несостоятельности... Аргумент пятый. Без оперативного самоанализа только что проведенного занятия невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия "учитель - учащиеся". Даже при самом блистательном календарно-тематическом планировании необходимо реально отслеживать, что удалось, и что не удалось сделать, с тем, чтобы обеспечить сквозные внутрикурсовые связи, своевременную коррекцию неизбежных отклонений от плана и наращивание достигнутых успехов, тогда "связь времен" не порвется и последовательный набор уроков сможет стать настоящей их системой. Аргумент шестой. В условиях либерализации внешнего контроля только своевременный самоанализ и коррекция своей работы страхуют от снижения качества обучения и воспитания школьников. Аргумент седьмой. Самоанализ способствует существенной экономии времени на техническую работу и "писанину". Имеется в виду, что в работе по подготовке к уроку достаточно четко выделяются, по меньшей мере, две стадии - творческая и техническая. На первой из них мы в творческих муках вынашиваем план урока, и на этом этапе вряд ли уместно экономить время и силы. Другое дело - вторая стадия, когда учитель в удобной для себя форме превращает свой замысел в рабочий план урока. Здесь экономия времени вполне уместна и желательна. Зная о праве быть первым критиком своего урока, учитель вряд ли станет писать избыточно подробные для него планы (все, что необходимо, можно будет прояснить в диалоге при самоанализе урока). Если самоанализ стал привычным для учителя, он без особого труда может оперативно внести нужные поправки в свои основные планы, не готовя каждый год заново пухлые тома своих неизданных сочинений: достаточно изменить то, что реально требует изменений! Работа завучей школы по развитию самоанализа предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Необходимо: пропагандировать и разъяснять всем учителям необходимость самоанализа и методику его осуществления; обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа учебных занятий; фиксировать и культивировать лучшие образцы самоанализа учебных занятий и пере-давать их молодым учителям; занимать в ходе самоанализа позицию открытого, эмпатического и активного восприятия, быть в готовности к постановке автору урока вопросов на понимание до всяких оценочных суждений в его адрес. На какие вопросы важно ответить при самоанализе урока? Ясно, что многое здесь зависит от уникальности конкретного урока и его автора, однако опыт показывает, что самоанализ будет конструктивным и качественным, если автор проведенного занятия постарается творчески и конкретно ответить на следующие вопросы: А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему? 1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? 1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, то есть системе уроков?; 1.2. Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?; 1.3. Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе - других предметов)?; 1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?; 1.5.В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?; 1.6. Как (и почему) была избрана форма занятия (и тип урока)? 2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему имен-но эти особенности)? 3. Какие главные задачи решались на уроке и почему? 4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока? 5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения? 6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему? Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели? В. Удалось ли решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока? Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому? Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее? Предложенный вариант анализа содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буква-ми. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, его алгоритм. Сначала (блок А) автору урока дается возможность прояснить и обосновать свой творческий замысел (без чего крайне трудно давать какие бы то ни было полезные советы и делать выводы об уроке). Но оценивать важно не столько первоначальный замысел, сколько то, что получилось на самом деле. Поэтому в памятке появляется блок Б. Представленные в нем вопросы позволяют творчески осмыслить произошедшее на уроке. Это крайне важно и в том случае, если реальный урок оказывается значительно лучше своего замысла, и особенно, если он не удался. До любой внешней оценки урока учитель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузки, мотивация и самочувствие школьников. Этому способствуют вопросы, представленные в блоке В. Анализ в собственном смысле слова означает проникновение в суть дела, так сказать, "до оснований, до корней, до сердцевины". Для этого в памятке необходим блок Г, причем одинаково важно выявить причины и неудач (прежде всего - на уровне результатов), и успехов, особенно неожиданных. Именно за счет такого анализа становится возможным приращение профессионального арсенала учителя: вчера - случайная удача, сегодня - осмысленный метод работы! Умение видеть больше одного варианта проведения урока, которое демонстрируется при определении возможных иных путей решения образовательных задач, также крайне необходимо и для учителя, и для верной оценки его работы. Самоанализ вполне логично завершить теми "уроками", которые учитель извлекает из уро-ка, только что проведенного и проанализированного. Как пошутил кто-то из наших слушателей: эта памятка почти так же логична, как всем известная формула карточного гадания: "что было, что есть, что будет", нет только "чем сердце успокоится"... Что касается комментариев по конкретным вопросам предложенного алгоритма, мы с удовольствием сделаем их предметом рас-смотрения в отдельной статье, если это вызовет интерес у читателей журнала. И последнее: если самоанализ проводится грамотно, профессионально, это позволяет из-бежать вечного и неконструктивного самосозерцания и самокопания (... и вянет, как цветок решимость наша в бесплодьи умственного тупика...), помогает учителю сменить позицию защищающегося на более конструктивную позицию полноправного участника творческого диалога. |